Учёные-богословы
на протяжении новейшей истории играли ведущую роль в жизни ингушского народа.
Они были в авангарде всех значимых общественно-политических процессов, являясь
для остальных светочами, примерами для подражания и хранителями самой главной
драгоценности – религии Аллаха. Одним из них, несомненно, был и выдающийся
ингушский учёный-богослов Мухаммад-Мулла Тимурзиев.
Мухаммад Тимурзиев родился в
1942 году в глубоко религиозной семье Джончора Тимурзиева, в возрасте
трёх лет он остался без матери. Уже после окончания 5
классов Мухаммад принялся за усердное изучение шариатских наук, в этом ему
всегда потворствует и всесторонне помогает его праведный отец Джончор, который и
сам обучал детей чтению Священной Книги. Пытаясь обеспечить сына всем
необходимым для учёбы, Джончор зачастую отправлялся в лес и собирал дрова, чтобы
вывезти их на продажу и выручить нужную сумму.
Постижение шариатских наук Мухаммад Тимурзиев начал под руководством муллы Султан-Хамида Ганижева. Затем
учителями Мухаммада стали неофициальные муфтии и кадии Ингушетии – шейх Ибрагим Арчаков, шейх Мухаммад Оздоев, шейх Усман Муцольгов. Путь в поисках знаний Мухаммад Тимурзиев зачастую проделывал пешком. Лишь после многих годов обучения
он приступил к изучению книги имама аль-Махалли «Канз ар-Рогибийн». В отличие от
своих сверстников М.Тимурзиев обучался по старой додепортационной программе,
включавшей изучение огромного количества книг.
Овладев под руководством ученых
необходимыми азами для работы с исламскими научными трудами, Мухаммад Тимурзиев
погрузился в самостоятельную исследовательскую работу. Поиск знаний становится
смыслом жизни Мухаммада, а его любимым занятием, которому он всецело отдается,
становится чтение. Мухаммад Тимурзиев всегда удивлялся людям, у которых
находится свободное время. Ежедневная усердная работа с книгами под руководством
признанных ученых, прерывающаяся лишь на короткий сон, даёт свои плоды. По
свидетельству его ближайшего ученика Руслана Чахкиева, Мухаммад-Мулла Тимурзиев
знал наизусть Священную Книгу и многие трактаты по различным шариатских наукам.
Неутолимая жажда знаний требует от него поиска новых возможностей для их
пополнения. С этой целью в 1975 году он вместе с семьей переезжает в город Омск,
чтобы устроиться на работу в мечеть и быть направленным оттуда в единственный на
территории СССР исламский ВУЗ – Ташкентский исламский институт имени имама аль-Бухари. Наконец, в 1978 году руководство мечети направляет его в этот ВУЗ,
вступительные экзамены в который Мухаммад Тимурзиев, уже имея за плечами хорошую
базу, сдаёт на отлично и зачисляется сразу на третий курс, однако по собственной
просьбе переводится на второй курс, чтобы уделить больше времени изучению
английского языка и других светских наук, к которым он также тяготеет. По
свидетельству его ученика Бахауддина Хидриева, который навещал своего учителя в
Ташкенте, преподаватели Мухаммада сами вечерами приходили к нему учиться. Сам же Мухаммад предпочитал до утра засиживаться в богатой библиотеке института. Его
учитель, покойный муфтий Узбекистана и всемирно признанный учёный шейх Мухаммад
Содик Мухаммад Юсуф дал ему такую оценку после его смерти: "Он был морем наук!".
Среди учеников М.Тимурзиева
значатся Башир-Хаджи Аушев, Ахмед Пошев, Руслан Чахкиев, Муса Сагов, Бахауддин
Хидриев, Сайфуддин Цолоев, Иса Хамхоев, Муса Оздоев, Мухаммад-Башир Боров.
Своей учтивостью, деликатностью
в общении с другими и глубокой порядочностью Мухаммад снискивает авторитет
окружающих. Но было ещё одно ярко выраженное качество у этого богослова – его
удивительное мужество. «Дети! Я Мухаммад, сын Джончора! Приходите ко мне учиться,
я научу вас Корану и намазу!» – выкрикивал после уроков у ворот али-юртовской
школы Мухаммад Тимурзиев во времена воинствующего атеизма. Он часто повторял,
что от учёного-богослова, у которого нет мужества доносить слово правды, не
будет благодати, какими бы многочисленными не были его знания. Это его качество
внушало почтительный страх по отношению к нему. Именно из-за наличия этого
качества 1973г. Мухаммад-Мулла Тимурзиев счёл своей обязанностью участвовать в
митинге 16-19 января с требованием восстановления исторической справедливости и
возвращения колыбели ингушского народа – Пригородного района – в состав ЧИАССР.
Даже его внешний вид был под стать его характеру: Мухаммад любил носить
традиционную кавказскую черкеску или бешмет и подпоясываться кинжалом.
После окончания учебы в
Ташкентском исламском институте в 1981 году по приглашению Духовного управления
мусульман Северного Кавказа он начал работать там ответственным секретарем.
Муфтий Северного Кавказа М.Геккиев характеризовал его как отзывчивого и
добросовестного товарища, с прекрасными знаниями и широким кругозором,
снискавшим из-за этого заслуженный авторитет и уважение.
В 1984 году жители Али-Юрта
избрали его своим имамом. В том же году ему выпала редкая возможность совершить
Хадж, где ему подарили кусочек покрывала с Благословенной Каабы, который до сих
пор хранится у его семьи.
В 1986 году Мухаммад-Мулла
Тимурзиев начинает преподавание арабского языка по книге Шербатова в
педагогическом университете в Грозном. В 1990 году, после открытия исламского
института в Грозном, он становится преподавателем в нём. Аудитории на его
лекциях бывали всегда переполнены, и даже после работы Мухаммад находит время,
чтобы преподавать шариатские науки у себя дома. В том же году началось
сотрудничество М.Тимурзиева с Ассоциацией исламских учений и исследований из
Иордании, в рамках которого он должен был выступить автором богословского
перевода на русский язык книги имама ан-Навави «Рияд ас-Солихийн». Незадолго до
гибели М.Тимурзиев был приглашён в Иорданию для обсуждения данного проекта.
Ректор первого в Ингушетии исламского
института Салех Барахоев вспоминал, что Мухаммаду Тимурзиеву было в своё время
поручено написание проекта шариатской конституции для вновь провозглашенной
Чеченской республики Ичкерия, который, однако, где-то затерялся после его смерти
в декабре 1991 г.
Еще с доперестроечных времён
Мухаммад Тимурзиев вёл переписку с выдающимся сирийским учёным Муллой Рамаданом аль-Бути
(на фото) и даже встречался ним во время своего визита в Сирию. Об этом стало
известно уже после смерти М.Тимурзиева от сына шейха Муллы Рамадана аль-Бути
шейха Мухаммада Саида, когда в начале девяностых годов группа ингушских
богословов нанесла визит этому выдающемуся сирийскому ученому, который сразу же
начал расспрашивать давнем товарище своего отца Мухаммаде Джончоре ат-Тимурзи.
Известие о его смерти очень огорчило сирийского учёного, он показал своим гостям
переписку с этим ингушским богословом и подарил им на память старинные чётки.
Мухаммад-Мулла Тимурзиев был
женат на дочери известного своей праведностью Джабраила Эсмурзиева
- Эсет, которая подарила ему шестерых детей, одна из
которых скончалась в детском возрасте. Сын Мухаммада Хасан и его внук
Мухаммад-Али пошли по его стопам и продолжили семейную традицию:
Хасан закончил самое престижное исламское учебное заведение – знаменитый
университет аль-Азхар в Египте; внук же,
Мухаммад-Али завершив заучивание наизусть Священного
Корана в Ингушетии, также поступил в университет аль-Азхар и на данный момент
продолжает учебу в нём. Дочери: Лейла (замужем за Аушева
г.Карабулак), Умму-Кульсум (замужем за
Гарданова с.Базоркино), Рукет (умерла в 27 лет), Зайнап (замужем за
Даурбекова с.Долаково).
Жизнь Мухаммада трагически оборвалась в декабре 26.12.1991
года. В тот день, имея обыкновение держать пост по понедельникам и четвергам,
он был в состоянии поста и последние минуты жизни завершил, искусно рецитируя
Священный Коран. Через месяц после его похорон этот мир покинул и его праведный
отец Джончор, сердце которого не перенесло потерю благословенного сына.
Оба похоронены рядом в с.Базоркино. (Использован материал статьи Абадиева Мусы).
Три Хафиза в семье дают надежду, на встречу в Раю. Внук Тимурзиев
Мухаммад-Али Хасанович и внучатая племянница Тимурзиева Асият Башировна являются
хафизами.
На этой фотографии: сидят слева на право: Килоев Магомед
Атабиевич, Тимурзиев Мухаммад, Сагов Магомед, Евлоев Сулумбек. Стоят: Пошев
Ахмед, Угурчиев Башир,
Тимурзиев Башир,
Боров Абукар, Торшхоев Абдул.
Фотографии из семейного архива: На 1-й фотографии:
Джончор с супругой и Белан.
На 2-й фотографии: Белан
и Мухаммад, 1958 год. На 3-й фотографии: Белан, Джончор и Мухаммад. На 4-й фотографии: Мухаммад.
На 5-й фоторгафии: Мухаммад, Салех
Барахоев и Ваха Ведзижев. На 6-й фотографии:
Белан. На 7-й фотографии: Тамара (супруга Белана). На 8-й фотографии: Кайпа и Эсет. На
9-й фотографии: Боров Абабукар,
Мухаммад и Евлоев Сулумбек. На 10-й
фотографии: дочери - Рукет, Лейла, Умму-Кульсум, сын - Хасан, Чумаковы Хамзат и
Мовсар. На 11-й фотографии: дочь Зайнап.
На 12-й фотографии: внук Мухаммад-Али. На 13-й
фотографии: первый ряд слева на право, Хасан
- сын Мухаммада и
сын Магомед-Басира Оздоева, второй ряд слева на право, Чахкиев Руслан, Цолоев
Сайфуддин и Султыгов Абабукар, стоят, Барахоев Салех и его сын.
|