Тоуси Шадиев, Кази Гантемиров  

Главная Древо Семейный фотоальбом История тейпа История села
 

Богослов, воин, патриот…

Шарпуддин Газдиев. Магомед Зангиев | 22.05.2015 |

В конце 1942 года в с. Базоркино прибыла делегация Чечено-Ингушского обкома КПСС во главе с первым секретарем Ивановым, который обратился к партизанам гражданской войны, в том числе, к Товси-мулле Шадиеву и Кази-мулле Гантемирову (на фото) с просьбой воссоздать свой отряд.  Как известно, в конце 1917 — начале 1918 гг. Товси Шадиев, Кази Гантемиров и Айдемар Долаков по своей инициативе начали формирование вооруженных красных сотен для отпора местной контрреволюции. Эти сотни несли охрану ингушских сел под Владикавказом и служили заслоном города от белоказаков.

 В 1919 году начали свое наступление деникинские войска. На требование пропустить их через свою территорию ингуши ответили категорическим отказом. И опять война.

 После гражданской войны надобность в ингушских отрядах отпала, пока не грянула Великая Отечественная. И снова, как говорится, под ружье. Все партизаны отряда были представлены к правительственным наградам, которые, впрочем, многим и не достались по причине того, что в 1943 году ингушских партизан вежливо поблагодарили за службу и отправили по домам. Может именно тогда и зародился в кремлевских кабинетах план по высылке ингушей. Кто знает?

 Кази-мулла Гантемиров, о котором пойдет речь ниже, был личностью неординарной, являясь богословом, он заслужил в народе безграничное уважение, к его словам прислушивались, у него просили совета. Но он был еще и воином, человеком большой отваги.

 За участие в боях с белогвардейцами и установление советской власти на Кавказе, проявленные при этом доблесть и мужество Кази-мулла был представлен к высшей награде молодой советской республики – ордену Боевого Красного Знамени.

 Он так и не получил эту награду. Мотив? Кази-мулла является религиозным деятелем, а Советам, провозгласившим своей идеологией атеизм, это не понравилось. Может, это и стало эмоциональной реакцией Кази-муллы на просьбу Иванова.

 Он вначале напомнил, что не забыл как его «отблагодарила» советская власть за его подвиги. Когда новая власть окрепла, революция начала «пожирать» своих детей. Кази-мулла как представитель духовенства был подвергнут репрессиям, но благодаря личному знакомству с Серго Орджоникидзе и его заступничеству был спасен от неминуемой кары. Об этом он и сказал Иванову.

 Но тот повторил просьбу — Родина в опасности. И только этот довод заставил Кази-муллу уважить просьбу гостя по ингушскому обычаю. В знак признательности Иванов вручил ему маузер, потому что понимал, что слово Кази-муллы крепче кремня и поведет за собой людей. Так и случилось.

 Вспомним лишь, что впоследствии Кази-мулла объявил фашистам газават — священную войну, и сам лично отправился уничтожать врага, потому что Родина оказалась в опасности. В течение месяца полк был сформирован и включен в состав 4-го Гвардейского Кубанского кавалерийского казачьего корпуса под командованием гвардии генерал-лейтенанта Кириченко, впоследствии дважды Героя Советского Союза.

 Однажды он пригласил Кази-муллу к себе в штаб и намекнул на то, что он может вернуться домой, подчеркнув, что он уже пожилой человек и достаточно за свою жизнь повоевал. Но Кази-мулла со свойственной ему горячностью отверг это предложение: «Я участвовал в создании полка, — сказал он, — и к тому же я мулла, я должен хоронить своих товарищей, погибших в бою. И в этих условиях бросать своих однополчан на поле боя считаю ниже своего достоинства. Что обо мне подумает мой народ?».

 Тогда генерал пошел на хитрость, предложив Кази-мулле отпуск на родину, а вернуться обратно посоветовал в своей национальной форме, то есть в черкеске и при кинжале. Когда Кази-мулла отбыл в Ингушетию, генерал Кириченко связался с местными властями и попросил отказать ему в возвращении на фронт. Чем руководствовались тогда командиры неизвестно, но догадаться не сложно — впереди ингушей ждала депортация.

 И все-таки Кази-мулла свою награду получил. Вот приказ от 22 марта 1943 года: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом доблесть и мужество – наградить медалью «За отвагу» гвардии казака Гантемирова Гази Бунахоевича». И медаль эта хранится в музее Мемориала памяти и славы ингушского народа.

 Но не только это характеризует его как человека. Через всю свою нелегкую жизнь он пронес любовь к своей Родине и готов был ради нее пожертвовать всем, даже собственной жизнью! И в этом заключался его патриотизм.

Выдержки из статьи Хавы Картоевой — "Командир на все времена" (http://www.ingush.ru/jzl4.asp)

В конце 1917 начале 1918 гг. Тоуси Шадиев (на фото), Кази Гантемиров и Айдемар Долаков по своей инициативе начали формирование вооруженных красных сотен для отпора местной контрреволюции. Эти сотни несли охрану ингушских аулов под Владикавказом и служили заслоном города от белоказаков. В мае 1918 года Тоуси Шадиев и Кази Гантемиров были делегированы на III съезд народов Терека, где они вместе с такими известными деятелями, как Таштемир Эльдерханов, Бетал Калмыков, Магомед Энеев, вошли в руководящий орган съезда.

Как известно, на III съезде народов Терека было провозглашена советская власть па Северном Кавказе и решен земельный вопрос. По возвращении со съезда Тоуси - мулла Шадиев и Кази - мулла Гантемиров создают ингушский красный отряд.

        Августовские события 1918 года поднявшие контрреволюционный мятеж белоказаки почти заняли город Владикавказ. Рабочие отряды и красноармейцы вели бои за последние кварталы. По образному выражению Серго Орджоникидзе, советская власть на Кавказе "висела на волоске". Большевики попросили помощи в Ингушетии. Вместе с другими отрядами, громя врага, ворвался в город и отряд Тоуси Шадиева. Тринадцать дней шло сражение во Владикавказе.

       Начальнику штаба Айдемару Долакову было сообщено о том, что во Владикавказе в подвале огромного дома заточили 1500 человек и затопили водой, закрыв все окна и двери. Узнав об этом, члены отряда во главе с Шадиевым Тоуси и Баркинхоевым Яни (всего 50 человек) освободили после продолжительного боя почти всех ингушей. Несмотря на трудности уличных боев, и своей непривычности к ним Шадиев и Гантемиров со всем своим отрядом являлись примером храбрости и героизма.

        После разгрома мятежников численность поредевшего отряда была доведена до восьмисот сабель. Он под названием Владикавказского ингушского отряда остался в городе для поддержания порядка. Командиром был назначен Тоуси мулла Шадиев, его заместителем - Гантемиров. Мир на Тереке продолжался недолго. В 1919 году к области подошли наступающие деникинские войска. На требование пропустить их через свою территорию, ингуши ответили деникинцам категорическим отказом. Опять запылало пламя войны.

        Неделю шли бои с деникинцами за Владикавказ. Даже когда красноармейские части покинули город, еще четыре дня Владикавказский ингушский отряд вместе с рабочими продолжал сопротивление. В Терской области установился деникинский режим. Большевики и красноармейцы отступили в горы. Началась партизанская война. По решению подпольного ревкома он, Тоуси - мулла Шадиев, начинает формирование шариатского полка. Первая часть полка была сформирована в селении Базоркино, а затем в Экажево и в других селениях.

        Шариатские бойцы приняли непосредственное участие в восстании против деникинцев ингушских селений Экажево, Сурхохи и Насыр-Корт. Сохранился документ того времени, где сказано, что "командование шариатскими полками поручено Тоуси - мулле и Кази - мулле".

        Вот лишь некоторые имена партизан - отряда Тоуси Шадиева:

        Багаудин Арсанов, Баппин Шадиев, Ахмед Шадиев, Кази Гантемиров, Айдемар Долаков, Исхак Чапанов, Терсбот Досхоев, Али Горчханов, Яни Баркинхоев, Ковди Шибилов, Карши Газдиев, Саад Гуцериев, Ислам Гагиев, Ахмед Хаштыров, Билан Ужахов, Сеид Султыгов, Джош Чахкиев, Бексолт Торкоев, Джабраил Гагиев и Ахмарза Нальгиев, Заам Мержоев.



        Жизнью и подвигами партизанского отряда Тоуси Шадиева заинтересовался в свое время Идрис Муртузович Базоркин. Есть сведения, что корифей ингушской литературы собирал об отряде материалы, с тем, чтобы переработать их в повесть или роман. Однако планы выдающегося ингушского писателя не воплотились в жизнь. Есть сведения, что ценную информация можно получить в военном архиве города Подольска, где хранятся документы обо всех партизанских отрядах Северного Кавказа.

 

Главная | Древо | Семейный альбом | История тейпа | История села
E-mail: gardanov@list.ru